Страницы

Поиск по этому блогу

пятница, 28 ноября 2014 г.

Западный Кавказ 2014

Погуляли на ноябрьские праздники с ребятами на Западном Кавказе. Маршрут: с.Новопрохладное-Тхачи-пер.Чертовы Ворота-хр.Сундуки-с.Никитино-в.Хацавита-р.Бескес-с.Курджиново.
veloradar.ru
Cмотреть маршрут на карте.

За основу взяли маршрут из подробнейшего отчета Д.Шемятихина по майскому походу. Планировали пройтись по хребту Дженту, к сожалению планы пошли немного поперек борозды.
  Особо структурировать отчет желания нет, поэтому повествование будет примерно в хронологическом порядке, с вклиниванием технической и другой полезной информации.

На ноябрьские праздники обязательно надо было куда-нибудь пойти. Обсуждения в результате вылились в группу желающих числом в несколько десятков человек. Но ближе к делу число участников стабилизировалось на отметке не больше двадцати, разбитой на мелкие группы: одна - Ванина, добирающаяся до старта на машине, вторая - легкоходы со всей страны под предводительством Андрея Соломатина, и кучка которая решила ехать со мной - Света, Леша, плюс примкнувшие к нам Руслан сотоварищи. Моя кучка добиралась туда на самолете до Краснодара, Аэрофлот выкинул дешевые билеты по 2200-2600 руб.
Вот эти ребята (все фотки в отчете не мои).
  В Краснодар прилетели 1-го утром, по примеру бывалых позавтракали пивом с беляшами-сосисками. Тем временем начался квест по подбору транспорта до места старта. Изначально хотели добраться на такси до автовокзала, заехать по пути за газом и двумя товарищами.
Расписание автобусов. Но, благодаря нескончаемой предприимчивости местных водителей и сопричастных им, вылилось все в итерационный процесс:
-"а куда вы едете?"
-"а давайте довезем до конца."
-/вкл. режим разводки/ "ой что то водитель не хочет, слишком мало, давайте на 500 р больше"
И так по циклу. Периодически кто-нибудь обещал что через 5 минут, вот-вот, подъедет автобус, а потом исчезал. Порядочно прождав, мы не выдержали, цикл прервали, решив гнать на автовокзал, но тут жадность тоже победила, согласились на 8000 со всех (10 чел.) до Новопрохладного. Поехали через Майкоп, пообедали Майкопским с чебуреками. На место прибыли, несмотря на мытарства, по плану, в 17-00, ближе к началу сумерек.
  Пошли по лесовозке вдоль р.Сахрай от Новопрохладного к началу тропы на Тхачи, к месту которое называется Тайвань. Лесовозка грязная, размешанная, идти не очень приятно. Некоторые туристические группы забрасывали к началу троп на грузовиках. Скоро стемнело, идти пришлось с фонарями, путь лежит через пару живописных подвесных мостов и несчетное количество бродов, из-за которых продвижение заметно замедлилось. Шли, постепенно склоняя народ не обращать на них внимания, не пытаться строить мостики из камней и скакать по ним аки козел. Посередине пути навстречу попались фонарики, ими оказались легкоходы! Они добрались сюда по свету и решили забичевать у реки. Нам такой вариант не подходил, потому что завтра обещали заморозки и снегопад, и преодолевать перед этим еще пачку бродов не очень хотелось. Хотелось покончить с ними на сегодня и подсушиться у костра. Поэтому, с сожалением расставшись с легкоходами, бегом только глянув на их тентики, пошли дальше. Уже возле Тайваня встретили МЧСников, которые сообщили что велено никого не пускать, но уже прошло человек 200 и потому пускают, и что вокруг шастают медведи. Заночевали, как и хотели, после последнего брода перед тропой, уходящей наверх в сторону Фирсовой поляны. Там еще лес, дров много, хотя сухие надо искать.
Трек первого дня.
Расстояние 12,7 км, набор 393 м., сброс 163 м., время 4:17, время в движении 3:20. (Все данные с connect.garmin.com).

Поутру выпал мокрый снег. Вода наверху была обеспечена. Собирались очень не спеша, поднимались в сторону полян тоже. Дорога не в пример красочнее вчерашней, вокруг редкий лес, могучие деревья на склонах. Встретили следы медведя, возбужденно с ними пофоткались. Пока дошли до Княжеской поляны, прошло полдня. Чтобы догнать план, нужно было дойти до перевала Чертовы ворота. Поняли что никак не вписываемся, посовещавшись, решили разделиться, мы с Лехой и Светой пошли в сторону Тхачей, Руслан с друзьями решили остаться посмотреть пещеры на поляне, а потом спокойно дойти по самым красотам до Никитино.
Надо сказать что в тот день стояла сильная облачность, одолев неплохой взлет до хребта Большого Тхача, взглянуть на окрестности не удалось. Периодически только всплывали из тумана впечатляющие сбросы. Ближе к вечеру стало ясно что до Чертовых ворот тоже все-равно не успеваем, кое-как спустились с Б.Тхача, заночевали без костра на стоянке на перевале, там уже стояла большая группа краснодарцев.
Трек второго дня.
Расстояние 13,2 км, набор 1589 м., сброс 495 м., время 7:34, время в движении 4:41.

То была самая морозная ночь, по некоторым данным до -15. Предел комфортного сна в спальнике на 0 и с надетыми теплыми вещами несколько выше. Приходилось пару раз просыпаться подкачать пресс.
  Наутро вокруг слышалась радостная шумная возня. Мы же пытались разморозить кроссовки, чтобы хоть как то их надеть, при этом не разломав. Вылезши наконец то из палатки, стала понятна причина  радости - день был солнечный, и красота просто накрывала, открылись вершины вокруг, в том числе нависающий Большой Тхач.
Нашел потом фотки краснодарских туристов, мы в них удачно влезли.

Морозец тем временем покусывал, особенно за ноги, натянул мембранные и неопреновые носки одновременно. Медлить было нельзя, погнал всех без горячей еды, не хотелось тратить время на топку снега, где нибудь должен был встретиться ручей. Впрочем ребята успели урвать чаю, я же поел сала с сухариками и этого было достаточно.
  На ходу быстро стало тепло, постепенно разделись. Воспользовавшись тем, что жарит солнце, привязали спальники к рюкзакам, подсушить. Вокруг открывались просто ослепительные виды. Этот и следующий день были самыми красивыми и запоминающимися. Подождем еще Лехиных фото, они должны передать. Подбодрил всех обещанием сделать на Чертовых воротах привал, народ желал еды. Привал мало-помалу превратился в полудневку, догнать график уже не выходило. Занялся починкой кроссовок, которые представляли собой наполовину дыру. Леха натаскал вагон дров. Запалили хороший костер у валуна, просушили на солнце вещи, ели, пили, загорали.
  А потом нас нашли легкоходы, Андрей, Никита, Вова и Илья, которые переночевали в гроте на Княжеской поляне и дошли до нас. Было очень радостно их встретить. Расположились кто где, а потом коротали вечер у костра. Ручьев поблизости не было, топили снег, зато дров очень много.

Трек третьего дня. Расстояние 9,1 км, набор 474 м., сброс 430 м., время 3:26, время в движении 2:40.

На следующий день двинулись все вместе, большой группой.

Поменялись с Лехой рюкзаками, в целях легкоходного тестирования легкоходной снаряги.
По дороге, под Восточным Ачешбоком встретился ручей.

Обошли Ачешбок с юга и понемногу вышли на хребет в сторону Сундуков.

Если гулять в тех местах, то район от Тхача до Сундуков обязателен к посещению, очень круто.
После того как обходишь вершину Агиге, тропа немного поворачивает на север, и оттуда видно Эльбрус, до которого 170 км.
  Перед Сундуками встретили людей, которые оказались Ваниной группой! Они приехали в Никитино и стартовали нам навстречу. После того как я два раза сказал "Ваня, привет!", он меня опознал и полез обниматься. В руке его был зажат верный Stroh 80.

Посидели около гротиков, обменялись информацией. Оказалось что они оставили машину в Никитино, рядом с домиком дяди Сережи, у которого можно переночевать, а на пути к домику, рядом с горой Шапка, будет пещера, в которой тоже тепло и есть вода.
  Подбадривая друг друга перспективой теплой ночевки у дяди Сережи, погнали прямиком в Никитино. От Сундуков начинается лесовозная дорога. Идти скучнее, но быстрее. Чем ниже, тем больше она превращается в гряземес. Заглянул в Ванину пещеру, любопытно, особо лазить не стал, воды не нашел.

Дошли до Никитино уже по темноте, около 18-00. Очень впечатлил спуск с дороги по тропе, вполне горнолыжный по длительности, сбросили наверное с километр, не меньше. Перед поворотом на тропинку оставили стрелочки на снегу, видимо их потом нашла группа Руслана.
  По мере сброса высоты меняются температура и зоны растительности, под конец идешь по сухой опавшей листве. Малую Лабу перешли по подвесному мосту под светом луны и звезд. Воды в ней было мало, но все равно она очень впечатляет. Заглянули в магазин, набрали продуктов первой необходимости - яблок, чеснока, пива. И поселились у дяди Сережи, прямо напротив. Дядя Сережа взял по 400 рублей с носа.
В домике была печь, газовая плита, душ (с помощью ведерка с ковшиком) - все что нужно человеку.

Трек четвертого дня. Расстояние 30,2 км, набор 825 м., сброс 2070 м., время 9:12, время в движении 7:10.

Наутро Леша и Света по загадочным причинам решили ехать в Москву, печь достаточного впечатления не произвела. Стервятники быстро раздербанили их еду и снарягу, удалось урвать теплый спальник. Мне терять дни отпуска в городе не хотелось, остался с легкоходами, решив с логистикой разобраться как-нибудь попозже. Но, из-за отставания в графике, и необходимости прийти пораньше к концу маршрута, чтобы успеть на автобус вместо такси, маршрут пришлось сократить. Вместо петли на хребет Дженту - от Хацавиты на восток вдоль Бескеса. Собирались долго, дождались открытия магазина, пытаясь дозвониться до кого-нибудь, организовать выброску себе, Руслану. Дозвониться не вышло, оставил указания отчаливающим, и двинули с легкоходами в путь.
  Прогулялись с Ильей вплоть до вершины Хацавита, там подождали остальных, Илья даже приготовил им чаю. С вершины открывается отличный вид на все четыре стороны. Рядом с триангуляционной вышкой стоит каменный стол со скамеечками, есть и мангал с заготовленными дровами. Но коварные легкоходы подниматься на вершину не стали, и таким образом остались без чая. Появился там один лишь Вова.

Прошли мимо заброшенных домиков охотничьего хозяйства, голосованием было решено в них не ночевать. Дальше повстречали егерей, которые поведали что медведей в округе очень много, но опасны они быть не должны.
  Поставились ниже, у ручья.

Трек пятого дня. Расстояние 17,7 км, набор 1300 м., сброс 665 м., время 5:58, время в движении 4:25.

Наступил для меня последний день похода, надо было уходить от компании и идти узнавать про автобус.
Лагерь в очень влажном месте, утром все было покрыто изморозью.

Подсушившись немного у костра, распрощался с ребятами и ушел.

С самого начала появились медвежьи следы. Вплоть до того как дорога вышла непосредственно к Бескесу, шел по очень свежим следам, медведь был где-то недалеко впереди. Перед рекой за изгибом дороги послышалось какое то шуршание, решил туда не ходить, покричал немного, облез это место другим берегом. Идти в стране медведей одному было неуютно, чтобы предупреждать о своем появлении стучал на ходу камешками друг о друга.
  Вплоть до развилки треков на полпути (отмечена кругом) дорога была хорошая, накатанная.

Дальше видимо ездят по южному берегу. По северному я дорогу вскоре потерял, через урочище прошел напрямик, потом по навигатору поискал трек и вскоре нашел остатки дороги. Постепенно она становилась все более размешанной копытами, ближе к Псемену догнал корову, которая шла сама по себе одним со мной курсом, с колокольчиком на шее. В последнем ручье попытался немного отмыться, и пошел в люди. Узнал что утром в 8-20 должен отправляться автобус из Курджиново в Черкесск, закупился в магазине колбасней и пошел ночевать на холмик над селом. Выбрал юго-восточный склон, солнце его освещает в первую очередь, наверху было сухо, землю устилал ковер дубовых листьев, как раз остался час до захода солнца. Чтобы не привлекать внимание местных жителей костер жечь не стал. Нужно было провести как можно больше времени прежде чем ложиться спать. Вообще весь поход серьезными проблемами были суметь так много спать и так много съесть. Спал беспокойно, напуганный медведями, просыпался от шороха листьев.
Трек шестого дня. Расстояние 27 км, набор 512 м., сброс 1041 м., время 7:09, время в движении 6:09.

До Черкесска добирался на автобусе за 200 руб, он ходит из центра Курджиново, на севере с автовокзала подбирают также проходящие автобусы. Попался интересный попутчик, местный учитель, любитель истории ВОВ, вез работу своего ученика на конкурс. Рассказал про золотодобычу на Бескесе, про бои в ущелье Рожкао. Оказывается в их селе жил, и дружил с его отцом известный разведчик Н.Гунько, у которого на счету было более 150 "языков".
  В Черкесске остановился в квартире с видом на Эльбрус, найденной на Авито, туда же подъехали Руслан с ребятами. За ночь с нас со всех взяли 1500 р. (меньше 200 с человека). Успел постирать и высушить все вещи, так что почти не смущал пассажиров в самолете.
 Улетал из аэропорта Мин. Воды, доехал до него за 1500 на такси. Всю дорогу в правое окно снова глядел Эльбрус, едва различимый в дымке.

Фотки:
Андрея Соломатина: http://vk.com/album-13610401_206054934
Никиты Тарасова: https://vk.com/album-3568446_205285915

Ильи Гусева: http://vk.com/album44321747_205712763
Вани: http://vk.com/album-3568446_205291391
Группы Руслана:
Илья сделал видео, в котором я безобразно перепутал север с югом (потом вроде бы поправился, но это было вырезано!):

Будут еще Лехины фотки и видео (когда он их обработает).
  Upd., вот они:
   В Google Plus
  Район, немного неожиданно, очень понравился, фотки в исходном отчете не подготовили к такому впечатлению, можно смело рекомендовать к посещению всем, особенно участок Тхачи-Ачешбоки-Сундуки. К тому же повезло с погодой, которая обеспечила водой и видами, облегчила поиск дороги.
  Очень хорошо ходить с легкоходами, можно ни за кого не беспокоиться, ни у кого не возникает вопросов типа "а что это у тебя за дурацкая штука?". Даже над моей консервной банкой для кипячения никто не посмеялся.
  По снаряге напишу отдельно.